Присадки: Ревитализаторы
В основе ревитализаторов — минералы естественного или искусственного происхождения. Они пользуются огромной популярностью в настоящее время. Принцип действия этих присадок основан на неожиданном открытии, сделанном еще во времена СССР, в процессе бурения сверхглубоких скважин на Кольском полуострове: при прохождении горных пород, содержащих особый минерал (серпентинит), ресурс бурового инструмента резко повышался.
Работа присадок на основе минеральных порошков (а это в основном измельченный силикат магния — серпентин) достаточно сложная и проходит в три этапа.
- Первым происходит снятие оксидной пленки, по средствам микрошлифовки поверхности. Под воздействием трения, минеральные порошки диффундируют в кристаллическую решетку поверхности металла.
- После внедрения в поверхность, по средствам значительных контактных нагрузок, минералы проникают еще глубже, увеличивая тем самым линейные размеры.
- Последней, самой важной, фазой является образование металлокерамического слоя, а обязательным условием для этого служат наличие высокой температуры и давления.
Сформированный слой чрезвычайно износостойкий, с высокой твердостью, благодаря чему трение резко снижается и процесс диффузирования минеральных порошков в поверхность металла останавливается. Падает скорость износа, растет компрессия, происходит выравнивание поверхностей цилиндров и шеек вала и мотор «оживляется».
Однако, образованный металлокерамический слой имеет иную теплопроводность, что приводит к образованию теплового сопротивления на пути главного теплоотвода (через поршневые кольца), что губительно сказывается на работе двигателя, особенно в режиме перегрузок, вплоть до его отказа. В процессе приработки, из-за возросших температур ощутимо увеличивается расход масла и снижается прочность поршневых колец.
В момент обработки металлокерамикой происходит выделение свободной воды, а повышение данного показателя в моторном масле даже на 5% приводит к тому, что механизмы изнашиваются до 10 раз быстрее.
С микрошлифовкой тоже не все просто: на тронках поршней появляется сеточка из мелких царапин, пары трения подвергаются абразивному износу. Как результат — нарушается структура материала, условия для формирования смазочного слоя ухудшается.
Вообще, геомодификаторы, как и реметаллизанты, представляют собой взвесь порошковых материалов, а значит, они так же могут оседать в фильтрах, выпадать в осадок и центрифугироваться.
Рекомендуется использовать их только в случаях, когда предварительно установлен износ более 50%, причем, при использовании качественного инструментального контроля первой фазы обработки (т.е. в автосервисе) и не рекомендуется применять данные присадки к свежему маслу, удовлетворяющему эксплуатационным требованиям.