Как выбрать масляный фильтр
До середины 20-ых годов водители машин заменяли старое масло новым через определенный промежуток пройденного километража (700-800), поскольку в то время смазочная система мотора функционировала без фильтров. После установки фильтра в двигатель произошло тройное увеличение ресурса мотора, а также многократное сокращение потребности в масле.
Масляный фильтр предназначен для очистки масла, содержащегося в двигателе, от примесей, превращающих его в определенную смесь, которая съедает цилиндрическую и подшипниковую поверхность, а также поверхность колец поршня. Очистка масла производится при помощи фильтрующего элемента («шторы»), для изготовления которого, как правило, применяется фильтрованная бумага – смесь волокон из целлюлозы, синтетики и стекла.
Сложный состав обычно на основе фенолформальдегидных смол, которым пропитывается материал, делает его более жестким, прочным и придает ему необходимых физических и химических характеристик. Такая бумага складывается в форме гармошки и обворачивается вокруг перфорированной трубки из металла. Специальный клей, характеризирующийся стойкостью к бензину и маслу, используется для наклеивания на каждый торец кольца из металла небольшой ширины, которым плотно облегается фильтровый цилиндр. Качество соединения бумаги и колец контролируется производителями масляных фильтров, поскольку фильтр начинает пропускать нефильтрованное масло даже при наличии одного маленького отверстия в этой склейке.
В связи со снижением пропускной способности фильтрующего материала с минимальными порами, его быстрым забиванием, а также резким падением давления масла после фильтра, отсутствует необходимость в задерживании фильтром всех примесей, да это и не происходит. Масляный фильтр у легковых машин должен задерживать примерно 50% твердых частичек размером, превышающим 45 мк.
Фильтр предназначен также для сохранения определенного объема масла в масляных магистралях после завершения работы мотора. Поэтому в нем производится установка так называемого противодренажного клапана – в большинстве случаев широкой сложной манжеты из резины.
Работа противодренажных клапанов далеко не в каждом фильтре производится с соответствующим качеством. Среди фильтров, эффективно работающих, можно назвать MANN, SCT и прочие. Кроме того, с успехом покупаются фильтры отечественного производства.
Потеря упругости резины противодренажного клапана является определенным недостатком многих российских и заграничных фильтров, который нельзя выявить при их покупке. Однако, если давление масла в течение определенного времени (полминуты) не поднимается даже при смене фильтра, то можно констатировать факт появления большой вероятности того, что причиной происходящего является неработоспособность противодренажного клапана: датчик давления срабатывает только при стопроцентном заполнении маслом всей магистрали. Поэтому зачастую решить проблему можно всего лишь через замену масляного фильтра.
Перепускной клапан масляного фильтра автомобиля предназначен для пропускания масла в масляную магистраль, посредством фильтрующего элемента, после запуска холодного двигателя, когда прокачка масла через фильтрующий материал является практически невозможной из-за чрезвычайно высокой вязкости. Подбор жесткости пружины перепускного клапана осуществляется таким образом, чтобы он мог срабатывать при давлении масла, которое бы равнялось или превышало номинальное значение для данного типа мотора. Для определения типа покупаемого фильтра можно заглянуть в его внутреннюю часть через резьбовое отверстие.
Фильтры бывают разных размеров. Их отличие заключается в разной площади фильтрующей поверхности, однако в «маленьких» фильтрах применяется фильтрованная бумага большей ширины, поэтому они характеризуются практически одинаковой эффективностью.
Клапаны у высококлассных автомобилей устанавливаются в смазочной системе, встраиваются в масляные магистрали или в масляный насос. Использование фильтров с клапанами на таких машинах является противопоказанным. И даже, наоборот, установка фильтров без клапанов на некоторых авто запрещена.
Необходимо со всей осторожностью подходить к вопросу выбора фильтра, зная об участившихся в последнее время случаях подделки. Некачественными фильтрами зачастую являются фильтры без маркировки с указанием фирмы-изготовителя, фильтры неизвестного происхождения. Такие фильтры не соответствуют стандартным нормам, предъявляемым к ним. Среди них можно встретить и фильтры, характеризующиеся наличием в них негерметичного противодренажного клапана или фильтрующих элементов, которые являются плохо склеенными или выполненными полностью из картонного материала.